ИТ на транспорте. Три точки роста: футбол, «Платон», Китай



Российская транспортная отрасль характеризуется сразу несколькими сценариями развития. В области авиасообщения реализуется крупная инвестиционная программа, связанная с подготовкой к чемпионату мира по футболу. На железнодорожном транспорте готовится ряд беспрецедентных проектов по строительству путей сообщения нового поколения. В то же время автотранспортная инфраструктура переживает не лучшие времена – объемы строительства новых дорог сокращаются. Переломить ситуацию призвана нашумевшая система «Платон». Все перечисленные сценарии предполагают активное использование ИТ.

По оценке экспертов, доля затрат на информационные технологии в капитальных затратах транспортных компаний составляет несколько процентов, а при реализации новых проектов эта цифра достигает 10–15%. «Расходы на ИТ у железнодорожных компаний находятся на уровне около 1% от капитальных затрат. В аэропортах инвестиции в ИТ в общей доле затрат сейчас чуть выше – они составляют порядка 4%. Это связано с выросшей загрузкой аэропортов в связи с крупными международными событиями, генерирующими приток гостей из разных стран», – рассказывает Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора «Крок». По оценке компании «Техносерв», при строительство автодорог, железных дорог, аэропортов расходы на ИТ составляют около 10–15% выделенного на проект бюджета.

ИТ помогает найти деньги на ремонт дорог

В отраслевом обзоре прошлого года среди главных событий года, хотя и с негативным оттенком, был назван запуск концессионной системы взимания оплаты за проезд большегрузов «Платон». Несмотря на активное недовольство водителей фур, несовершенство законодательства, сбои, за полгода работы к июню 2016 г. система принесла p8 млрд. Еще на старте работ по созданию «Платона» подразумевалось, что система будет тиражирована на региональные трассы, и вот 8 июня 2016 г. Госдума приняла в первом чтении соответствующие поправки в закон. Это означает, что регионы могут на основе концессий создавать собственную подобную инфраструктуру, а также оснащать дороги системами фото- и видеофиксации. На вырученные деньги планируется ремонтировать дороги. Учитывая, что бюджеты многих регионов постоянно испытывают дефицит, денег на ремонт автодорог хронически не хватает, утверждение поправок может привести к взрывному росту числа ИТ-проектов в транспортной отрасли уже в конце 2016 г. хотя бы в виде объявления конкурсов.

В последней версии проекта деятельности Минтранса РФ на 2016–2020 гг. запланировано строительство 360,3 км федеральных трасс в 2016 г., хотя в первоначальной версии документа от 2013 г. запланированный показатель был вдвое выше – 724,2 км. В прошлом году, после сокращения финансирования с p129 млрд до p93,3 млрд, было введено 422 км вместо изначально запланированных 652,5 км. Конечно, кризис отражается и на информатизации транспортной отрасли. Согласно прогнозам Минтранса, спад в строительстве федеральных дорог растянется на три года. Но затем отрасль ждет рывок: в 2018 г. чиновники обещают построить втрое больше дорожного полотна, чем в 2017 г., и еще почти в два раза больше – в 2020 г.

Одним из ключевых источников финансирования строительных работ станут поступления из «Платона». Например, в июне 2016 г. «Росавтодор» направил p450 млн, собранных системой «Платон», на ремонт 96 улиц Петрозаводска (более трети всех улиц города). В общей сложности планируется заменить более 372 тыс. кв. м. дорожного полотна. Кроме того, трансферты от сборов системы «Платон» получат региональные дороги Карелии. В частности, почти p250 млн планируется выделить на ремонт автодороги Петрозаводск – Суоярви и наиболее аварийного участка автодороги Олонец – Вяртсиля.

Аэропорты на службе у футбола

В феврале 2016 г. вступило в силу постановление ФАС о дерегулировании тарифов за взлет-посадку, авиабезопасность, стоянку самолетов в аэропорту и услуги аэровокзальных комплексов в московских аэропортах. По оценке «Аэрофлота», в результате цены для авиакомпаний увеличились в 3–5 раз. В данный момент ФАС рассматривает возможность регулирования тарифов в регионах с развитой инфраструктурой, где существует конкуренция между различными аэропортами.

В 2015 г. в Воздушном Кодексе РФ появилось понятие аэропорта федерального уровня, а в апреле 2016 г. был сформирован список из 91 воздушной гавани, которые подпадают под это определение. Законодательные изменения означают, что финансирование данных объектов отныне будет осуществляться при участии федерального бюджета. Нововведения, в первую очередь, затронут региональные аэропорты, которым не хватает средств на реконструкцию за счет местных бюджетов. Помимо четырех аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга в список попали 56 международных воздушных гаваней в региональных столицах, 13 аэровокзалов, не имеющих международного статуса, а также 17 аэропортов, не относящихся к столицам субъектов РФ.

Важным драйвером для развития инфраструктуры аэропортов станет предстоящий Чемпионат мира по футболу, который состоится в 2018 г. К его проведению планируется построить новый аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону, стоимость строительства которого оценивается в рекордные p37,2 млрд. Кроме того, ведутся работы по реконструкции существующих воздушных гаваней и строительству новых терминалов в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске.

Крупнейшим проектом, завершенным в 2016 г., стал новый международный аэропорт Жуковский, открытый в Москве 30 мая 2016 г. Сегодня его пропускная способность составляет 4 млн пассажиров в год, а после строительства дополнительных терминалов к 2020 г. в этот показатель превысит 10 млн. Планируется, что в период с 2015 по 2019 гг. объем инвестиций в проект создания и развития гражданского аэропорта в Жуковском составит более p10 млрд.

Железные дороги ведут в Пекин

О состоянии ИТ в железнодорожной отрасли можно cудить по показателям монополиста рынка компании РЖД. В 2015 г. прозрачная часть бюджета РЖД на информатизацию составила примерно p2,4 млрд. Данная цифра включает в себя заказы, размещенные в открытом доступе на сайте госзакупок. Общие ИТ-расходы государственного монополиста его руководство относит к коммерческой тайне, однако директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин отмечает, что в 2016 г. ИТ-бюджет сократился на 10–15%. Несмотря на оптимизацию трат именно железнодорожная отрасль выступает генератором наиболее масштабных инициатив по развитию транспортной инфраструктуры.

Самый амбициозный проект в области строительства железных дорог будет выполнен в сотрудничестве с Китаем. Речь идет о создании нового поколения поездов со скоростью передвижения 400 км/час, которые смогут ездить как по узкой китайской, так и по широкой российской колее без смены колес. Предполагается, что Китай предоставит p400 млрд на проект высокоскоростной магистрали Москва–Казань, при этом общая стоимость проекта превысит p1 трлн. В будущем данный участок железной дороги может стать частью более крупной высокоскоростной магистрали Москва–Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн.

Еще один яркий инновационный проект может быть реализован на основе вакуумной транспортной системы Hyperloop, которая представляет собой трубопровод с движущимися внутри пассажирскими капсулами. Проект такого поезда был предложен известным венчурным инвестором Илоном Маском. По словам министра транспорта Максима Соколова, российская сторона предложила компании Hyperloop One построить опытный участок трассы протяженностью 70 км в Приморском крае с выхода на территорию КНР в районе порта Зарубино. Стоимость пилотного строительства оценивается в p30–40 млрд.

ИТ в автотранспорте отстает

Показатели рейтинга, который ежегодно составляет CNews, оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, поставки ИТ на транспорт, выраженные в рублях, увеличились. По итогам 2015 г., совокупная выручка 30 крупнейших поставщиков ИТ транспортным предприятиям выросла на 18% с p16,8 млн до почти p20 млн. С другой стороны, часть программных решений, а также большинство аппаратных комплексов построено на зарубежных продуктах, цены на которые выражены в иностранной валюте. При этом при пересчете в доллары рейтинг демонстрирует отрицательную динамику: поставки сократились на 25% с $438 млн в 2014 г. до $327 млн в 2015 г. Крупнейшими поставщиками, как и в 2014 г., являются системные интеграторы «Техносерв» (p3,979 млрд), «Крок» (p3,162 млрд) и «Астерос» (p2,102 млрд).

Заместитель руководителя коммерческой дирекции группы «Астерос» Дмитрий Трофимов полагает, что в целом рынок пребывает в стагнации: «Изменения произошли, как, впрочем, и в любом другом секторе экономики. Естественно, любые крупные объекты с государственным участием, будь то новые скоростные трассы или аэропорты, строились с горизонтом планирования в 2–3 года, и бюджет на них был зафиксирован в рублях. При резком замедлении динамики роста рынка и последующем удорожании импортного производства масштабные проекты сбавляли темп, а менее значимые были отложены. Однако серьезных проектов, например, по модернизации аэропортов, расширению терминалов и строительству новых авиа-хабов в рамках подготовки к Чемпионату мира 2018, это коснулось в меньшей степени, ведь мундиаль никто не отменял», – рассуждает эксперт.

При этом опрошенные CNews эксперты полагают, что большая часть ИТ-«пирога» приходится на сегменты железных дорог и воздушного транспорта. «В целом в отрасли есть два лидирующих игрока – Аэрофлот и РЖД с метрополитеном. Все остальное находится в мертвом состоянии», – утверждает заместитель генерального директора компании «Техносерв Консалтинг» Ольга Рубцова. «По моему мнению, львиная доля ИТ-проектов, так или иначе, сейчас приходится на авиасектор и железные дороги», – согласен Дмитрий Трофимов.

Временный спад и точки роста

На рынке нет единого видения того, как будет меняться объем поставок ИТ транспортным компаниям. Ольга Рубцова ожидает сокращение рынка в 2016 г., но полагает, что спад будет носить временный характер: «Не стоит забывать, что ИТ это не только автоматизация и внедрение крупных систем, это также большой пласт инфраструктурных проектов, связанных со связью, сетями и в этой части во многих компаниях существуют широкие и масштабные проекты», – отмечает собеседник CNews.

Дмитрий Трофимов настроен более оптимистично и ожидает увидеть положительные результаты по итогам текущего года: «В 2016 г. игроки рынка преимущественно адаптировались к новым реалиям экономики, предприняв соответствующие меры: оптимизировали бизнес-процессы, пересмотрели подходы к бюджетированию проектов. Думаю, по сравнению со стагнационным 2015 г., рынок выправится, но показателей 2014 г. не достигнет. Рост будет связан, в том числе, с развитием новых транспортных узлов, повышением уровня безопасности перевозок, а также с увеличением доли частных инвестиций в данный сектор».

Дмитрий Васильев предполагает, что рост поставок ИТ на транспорт будет достигнут за счет технологий информационного моделирования (BIM). «Использование BIM позволит сэкономить от 20% бюджета, четко контролировать сроки реализации строительных работ, а также выполнять работы более качественно. Поскольку технология позволяет оптимизировать процессы на протяжении всего жизненного цикла объекта (проектирование, строительство, эксплуатация и в дальнейшем реконструкция), то ее применение возможно не только для строительства новых объектов (ВСМ, аэропорта или автомобильной дороги), но и на уже существующих. Например, на самом длительном по продолжительности этапе эксплуатации использование данных с этапа строительства поможет оптимизировать процессы эксплуатации объектов».

Возврат к списку

Контакты для прессы
Елена
КАБАНЕЦ
PR-директор
pr AT tsconsulting DOT ru
+7(495) 981-92-92
Заказать звонок
* — заполните обязательно