ИТ на море, на суше, над облаками


Поддержку конкурентоспособности в условиях замедления рынка, рост уровня сервиса, оптимизацию процессов и затрат транспортно-гистическим компаниям обеспечивают автоматизация «производства», интеграция систем, увеличение надежности ИТ и сокращение ИТ-затрат.

Рост конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг как со стороны российских, так и со стороны зарубежных компаний, на фоне наметившейся стагнации в сегменте грузоперевозок, проблемы регулирования рынка, смещение розничного бизнеса в Интернет заставляют транспортно-логистические компании в борьбе за клиента искать различные способы оптимизации деятельности, снижения затрат с применением современных информационных технологий.

Грузы и пассажиры

Рост в предыдущие годы вселял в участников рынка оптимизм и надежды на дальнейшее развитие, которые у большинства компаний сектора не оправдались. По данным Росстата, в январе-сентябре 2013 года грузооборот транспорта сократился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 0,4%, причем железнодорожного — на 2,6%, морского — на 7,6%, внутреннего водного — на 2,5%, воздушного — на 1%, а грузооборот автомобильного вырос на 1,2%. Рост грузооборота автотранспорта эксперты объясняют более низкими тарифами и переходом из-за этого на автоперевозки клиентов, ранее отправлявших грузы по воздуху и железной дороге.

Снизился и объем перевозок грузов — на 3,4%. По железной дороге по-прежнему перевозят в основном сырье и строительные грузы (67,9% в сентябре). За январь - сентябрь 2013 года объем отправки грузов железнодорожным транспортом сократился на 3%, внутренним водным — на 6%, морским — на 8,3%. Степень износа судов составляет более 83%, работоспособных сооружений осталось менее четверти, поэтому произошел перенос части грузопотоков на автотранспорт.

Это при том, что водная инфраструктура развивается: в 2015 году порт Бронка примет первое судно, на развитие портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна и одновременное расширение железнодорожной сети выделят более 514 млрд руб.

Положительную тенденцию демонстрируют пассажирские перевозки: пассажирооборот в январе - сентябре 2013 года вырос на 3,7%, поток по железной дороге сократился на 3,5%, по автотрассам — на 6,8%, по воздуху — вырос на 15,7%. Последнее объясняется открытием новых регулярных направлений, приходом новых авиаперевозчиков, ростом количества рейсов на существующих направлениях, стабилизацией доходов населения, а главное — повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок из-за роста тарифов последнего, и эта тенденция в ближайшие годы сохранится. В Шереметьево построят новую полосу, пройдет реконструкция аэропорта, реконструируется Пулково, развивается Томский аэропорт, введены в эксплуатацию новые аэропорты Кневичи и Хабаровск, а на границе с Москвой строится крупнейший в стране хелипорт, где можно будет получить комплекс услуг вертолетного такси, пока доступный только ведомствам и частным лицам. На рынке появляются лоукостеры — с середины 2014 года собирается начать полеты компания «Добролет».

Но пока на железные дороги приходится около 40% всего объема пассажирских перевозок, которые РЖД передали в управление Федеральной пассажирской компании, прекратив субсидирование пассажирского транспорта за счет доходов от грузовых перевозок. Разделение активов РЖД с целью сокращения издержек продолжается, хотя, согласно международному опыту, такой подход ведет к существенному росту тарифов и оттоку клиентов.

Сокращение федеральных субсидий и перекладывание расходов на регионы уже повлекло отмену до 40% электричек в регионах, закрытие части линий с вводом вместо них автобусов, отменен каждый десятый поезд, а каждый оставшийся стал на один вагон короче.

Преобразования пока ведут к тому, что бизнес РЖД становится все более убыточным — компании опять не хватает денег, и она просит у государства до 70 млрд руб. на модернизацию инфраструктуры ежегодно. Снижая затраты, компания РЖД решила продать в конце года два из трех принадлежащих ей вагоноремонтных предприятий. Чтобы повысить свою привлекательность для бизнеса, компания реализует проект по внедрению Wi-Fi в наиболее популярных поездах дальнего следования.

В целом

Спад грузоперевозок эксперты объясняют общим состоянием экономики:замедление роста промышленного и сельскохозяйственного производства, снижение платежеспособного спроса внутри страны. Отразилось и наводнение на Дальнем Востоке. «В текущем году спрос на российский экспорт сократился, снижен прогноз нарост промышленного производства, что негативно отражается на развитии транспортной индустрии, — отмечает Вадим Метелев, руководитель проектов авиационного сектора компании «Техносерв Консалтинг». — При этом знаковые инфраструктурные проекты, такие как подготовка Дальнего Востока к cаммиту АТЭС, прошедшая универсиада в Казани, грядущие Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу, хотя и формируют условия для развития транспортной отрасли, но не могут перекрыть влияние негативных факторов. С другой стороны, положительно на развитии транспортной индустрии сказывается заметный рост торговой розницы».

На рынке складской логистики по-прежнему наблюдается дефицит качественных складских помещений, особенно в регионах. В некоторых регионах только начинают строить комплексы класса А. FM Logistic строит первый в Поволжье транспортно-распределительный центр. Рынок Московского региона прирастает новыми комплексами (например, в 2014 году появится комплекс «Никольское»), но дефицит вакантных площадей растет.

Если в Московском регионе преобладает спрос на комплексы класса А, то в регионах наиболее востребованы небольшие склады классов В и С.

Стимул или тормоз

Модернизация российской экономики, повышение ее конкурентоспособности сегодня напрямую связываются с развитием логистики. К основным барьерам на пути быстрого развития эксперты относят несовершенство таможенного законодательства, инициативы, связанные с необходимостью удовлетворять европейским требованиям, и технологические ограничения инфраструктуры. Последовав примеру некоторых стран, Минтранс обязал компании передавать в единую базу данных информацию о пассажирах и рейсе.

Сегодня автомобильным транспортом перевозится более половины всех пассажиров и грузов, при этом изношенность парка составляет 70-80%, он постепенно обновляется в соответствии с федеральной программой. Но такие инициативы, как перевод общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники на газомоторное топливо, передача электрического транспорта в собственность муниципалитетам, обязательное оснащение к 1 апреля 2014 года всех автобусов и грузовых транспортных средств массой от 3,5 тонн тахографами (приборами контроля скорости, пробега, режима труда и отдыха водителей), по мнению представителей компаний, приведут к существенным затратам на их реализацию и уходу с рынка многих компаний. Сегодня большинство машин уже оснащены GPS-навигацией, в 2014 году правительство намерено обязать перевозчиков опасных грузов использовать систему ГЛОНАСС, и тахографы станут ненужными. Дополнительную нагрузку с 1 ноября 2014 года создаст система автоматического взимания платы за проезд по федеральной дорожной сети.

На другом уровне

Инфраструктурные проекты, изменение правового поля, решение проблем взаимодействия участников цепей поставок должны способствовать увеличению доли России на международном рынке транзитных перевозок, которая пока не превышает 5%. В северо-корейском порту Раджин открыли реконструированный железнодорожный участок Хасан (Россия) — Раджин, через который планируется наладить экспорт российского угля и международные контейнерные перевозки с выходом на Транссибирскую магистраль.

На модернизацию самого Транссиба и БАМа до 2018 года планируется израсходовать 560 млрд руб. Россия, Белоруссия и Казахстан создают Объединенную транспортно-логистическую компанию по организации железнодорожных контейнерных перевозок, которая начнет работать уже в первом квартале 2014 года.

Ключом к успешной организации транзита, считают эксперты, являются минимизация погрузочно—разгрузочных операций, выстраивание маршрутов и перевод в электронный вид документооборота. Сегодня уже шесть стран — Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония — задействованы в трансграничном обмене данными при международных грузоперевозках по железной дороге. С российской стороны накладные оформляются в системе ЭТРАН.

ИТ в помощь

На высококонкурентном транспортно-логистическом рынке лидером будет тот, чьи затраты меньше, считают эксперты. «Рынок грузоперевозок огромен — его составляют не только логистические операторы, но и ретейлеры и производители, реализующие логистику в интересах предприятия, — рассказывает Андрей Ботнев, генеральный директор компании ITBox. — Сегодня до 70% себестоимости любого товара — это затраты на логистику, их сокращение даже на 10% может привести к выгоде, измеряемой миллиардами».

Классическими направлениями снижения затрат и оптимизации деятельности с помощью автоматизации, по мнению Метелева, остаются оперативное планирование, разного рода учет, анализ деятельности, управление логистической цепочкой (SRM), техническое обслуживание и ремонт оборудования. Например, «Трансаэро» переходит на новую версию ERP-системы MS Dynamics AX, в которой работают бухгалтерия, финансовый, коммерческий департаменты, персонал, производство. Решения на базе продуктов компании 1С внедрены на новосибирском автотранспортном предприятии МУП ПАТП-5 и в «Новом желтом такси» (Москва), где система охватывает диспетчерскую, контакт-центр, систему спутникового мониторинга автотранспорта, мобильное приложение водителей.

На снижение затрат направлены сегодня все процессы автоматизации и механизации складской деятельности. Наличие современной WMS-системы считается необходимым условием успешного существования складских комплексов. Систему на базе «1С Логистика: Управление складом» на новом складе внедрила компания «Аллигатор», поставщик продуктов в сегментах HoReCa и Fast Food. На базе WMS Manhattan Scale автоматизировали складские комплексы VVP Group, «Сантэнс сервис», ГК «Оптимист». WMS-систему Logistics Vision Suite внедрили европейская логистическая корпорация GEODIS, центр «Кэпитал Логистик», комплекс «МГЛ метро груп логистикс».

«Центральная дистрибьюторская компания» теперь использует LEAD WMS 4.

Рынок WMS-систем сегодня достаточно развит, есть и облачные решения.

Логистические комплексы повышают отдачу от вложенных средств, используя технологии штрихкодирования, голосовой и RFID-пикинг, управляя графиками погрузки и разгрузки транспорта. Так, на складе 3PL-оператора «Логистик Плюс» завершено пилотное внедрение системы управления голосом Voice-Directed Distribution.

Новый тренд, отмечаемый Метелевым, — тесная интеграция «производственных» и ERP-систем, поддерживающих основные бизнес-процессы: «Интеграция позволяет извлекать преимущества для бизнеса путем решения узкопрофильных задач. Например, один авиаперевозчик в итоге такого проекта рассчитывает повысить оперативность и точность расчета сдельной составляющей заработной платы летного состава, исключив при этом необходимость ручного ввода производственных показателей в несколько информационных систем».

Важной задачей для всех компаний сектора остается обеспечение надежной и устойчивой работы ИТ-инфраструктуры. С целью повышения надежности круглосуточно работающих сервисов, которых несколько десятков, «Аэрофлот» создал резервный ЦОД на базе модульного ЦОД «ИТ-Экипаж».

«Трансаэро», наоборот, отказавшись от собственных дата-центров, переводит ИТ-инфраструктуру в облака на базе сторонних площадок. РЖД на Дальнем Востоке модернизируют инфокоммуникационную инфраструктуру.

Московская железная дорога перевела сеть пригородных железнодорожных перевозок на новый уровень качества и безопасности с помощью единой автоматизированной системы управления на базе HP Service Manager.

Все более актуальным становится решение задач аналитики. Для обеспечения стратегического планирования внедрили систему аналитики в «Трансаэро», интегрировав ее со всеми базами данных авиакомпании и создав полноценную платформу, в том числе мобильную. CRM-технологии и поддерживающие их системы — еще один аспект, который, по мнению экспертов, сегодня требует внимания компаний сектора. «Стартовал проект внедрения СRM-системы в «Аэрофлоте» с поддержкой программы лояльности пассажиров, — рассказывает Метелев. — Компании нужен инструмент, который бы не просто фиксировал накопленные мили, а позволял оперативно и гибко проводить маркетинговые акции, получать аналитику в различных разрезах и т. д.». Готовятся к внедрению CRM-системы в «Трансаэро», в компании также будет создан новый веб-сайт, который должен заработать в начале следующего года. Для снижения объема бумажной документации компания будет использовать IPad как электронный бортовой портфель (Electronic Flight Bag — EFB Class1).

Еще одна тенденция, отмечаемая экспертами, — рост спроса на системы управления транспортом и транспортной логистикой. Основные функции у существующих на рынке и внедряемых систем, по мнению Ботнева, практически одни и те же, а различаются они возможностями настройки и вариативностью. При этом на выбор системы оказывает влияние масштаб компании. «Основная проблема, — считает Ботнев, — заключается в том, что нет полноценных комплексных систем, существуют только разрозненные решения или поистине уникальные люди, которые знают как организовать загрузку по объему и массе, владеют методами учета погрузки и дополнительных услуг, могут учесть прогноз погоды и пробки на дорогах». Таким образом, компаниям, владеющим автотранспортом, помимо традиционных логистических систем, нужны системы планирования рейсов, а также средства мониторинга, обеспечивающие определение местоположения и контроль эксплуатационных параметров. Оснащен системой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS «Пассажиравтотранс» (Санкт-Петербург). Создана федеральная сеть мониторинга транспортных средств внутренних войск МВД РФ.

В традиционной сфере ремонтов появляется, по оценкам Метелева, первый интерес к тому, чтобы снабдить производственный персонал мобильными устройствами и организовать работу ремонтников в системах ТОРО в мобильном формате.

Спад или подъем?

Меры, предпринимаемые для развития транспортной инфраструктуры, и вступление в ВТО должны увеличить транзитные потоки через Россию, но, с другой стороны, экономическая ситуация внутри страны пока не сулит ничего хорошего и объемы ИТ-инвестиций компаний сектора существенно не изменятся, только крупные компании могут себе позволить их наращивать. Некоторые эксперты ожидают их снижения. В качестве перспективных технологий эксперты называют интеграцию, мобильные, портальные и технологии CRM, системы мониторинга транспорта и планирования маршрутов.

Марина Полякова

Возврат к списку

Контакты для прессы
Елена
КАБАНЕЦ
PR-директор
pr AT tsconsulting DOT ru
+7(495) 981-92-92
Заказать звонок
* — заполните обязательно