Инерционный момент


Оценивая характер и темпы развития ИТ-рынка в уходящем году, одни эксперты используют осторожные формулировки «замедление роста» и «снижение активности», другие прямо говорят о стагнации. По общей оценке аналитиков, в 2013 году рынок вырос всего на 5-7% — крайне скромный результат на фоне двузначных показателей роста, отмечавшихся в предыдущие посткризисные годы. Основная причина кроется в общей рецессии экономики.

В замедленном режиме

«Замедление темпов роста экономики на 1,5-2% и четко обозначенный руководством страны курс на бюджетную экономию существенно ограничили приток новых средств на ИТ-рынок. Многие заказчики очень консервативно подходили к формированию ИТ-бюджетов на 2013 год, а сегодня так же консервативно планируют и 2014-й. Это касается и коммерческого сектора, и органов государственной власти», — делится наблюдениями Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи».

Стратегия оптимизации расходов породила два параллельных подхода к организации ИТ-служб. По наблюдениям опрошенных экспертов, многие клиенты предпочитают укреплять собственные ИТ-команды и передавать им задачи по развитию и внедрению ИТ-систем с нуля, выделяя ИТ-департамент в формально независимую структуру. «Коммерческий сектор все чаще и чаще идет на такие условно бесплатные проекты в попытке вписаться в сужающиеся рамки бюджетов», — говорит Ольга Рубцова. Вместе с тем растет спрос на ИТ-аутсорсинг, причем сторонним компаниям стали отдавать не только техподдержку, но и бизнес-процессы.

Соответственно, меняются и критерии выбора ИТ-решений для инвестирования. «Еще в 2012 году компании рассматривали проекты, которые способны принести пользу бизнесу в перспективе трех-пяти лет. Сегодня отбор проходят только инициативы со сроком окупаемости год и менее. В подобных случаях речь идет о решении точечных задач или об автоматизации наиболее горящих областей», — отмечает Ольга Рубцова, заместитель генерального директора «Техносерв Консалтинг». «Жесткий рационализм стал заметен и в плане закупок и управления ИТ. Перед запуском каждого ИТ-проекта проводится достаточно длительная и кропотливая работа по его обоснованию и расчету возможного ROI (коэффициент рентабельности инвестиций)», — подтверждает Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании ЕРАМ Systems.

На фоне общего курса на экономию происходят серьезные изменения рыночной конъюнктуры. «Мы долгие годы говорили о незрелости и искаженной в сторону чрезмерной высокой доли аппаратных средств структуры ИТ-потребления в России. По данным Минкомсвязи, доля аппаратных средств — "железа" — на российском рынке составляет 56% (350 млрд руб. в 2012 году), тогда как программного обеспечения и услуг — всего 19% и 25% (120 млрд и 150 млрд руб.) соответственно, — подсчитывает Тагир Яппаров. — Сегодня, когда происходит массовое замещение компьютерной техники мобильными устройствами, а традиционной модели владения ИТ — "облачными" решениями, такие диспропорции в потреблении ИТ отзываются серьезным падением объемов продаж именно в аппаратном сегменте рынка. Это падение рынку с большим трудом удается отыгрывать в сегментах ИТ-услуг и программного обеспечения, где ежегодный рост хоть и замедлился с 20-30% в прошлые годы до 10-15%, но сохранился».

В октябре специалисты International Data Corporation (IDC) прогнозировали, что к концу 2013 года расходы на ИТ в денежном выражении увеличатся на 7% по сравнению с предыдущим годом и составят около $37,6 млрд. Наиболее активный спрос на ИТ-услуги в течение года демонстрировали госсектор, банковский сектор, телеком и ритейл. При этом на банковском рынке начали проявлять активность телеком-компании — через приобретенные банки или через тесное сотрудничество с уже имеющимися банками-партнерами. «Пока эффект синергии от такого вида деятельности далек от идеального, хотя потенциал этой стратегии достаточно высок, — считает Юрий Овчаренко. — Также конкуренция усиливается от появления на рынке сильных игроков из числа небанковских организаций (к примеру, Qiwi, WebMoney, организации, оказывающие услуги по peer-to-peer платежам, услуги по микрокредитованию и др.). Отечественный ритейл сталкивается с неожиданным соперничеством не только со стороны западных розничных сетей, которые все больше приходят в Россию, но и со стороны компаний, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к торговле». Речь идет о планах «Яндекса» выйти на рынок электронной коммерции: на базе «Яндекс.Маркета» интернет-холдинг намерен развивать собственную торговую площадку.

Технологические тренды

С технологической точки зрения отечественный рынок информтехнологий развивается, по общему мнению аналитиков, в русле глобальных тенденций. Среди компаний растет спрос на интеллектуальные решения так называемой третьей платформы, главным образом на «облачные» сервисы, мобильные приложения и аналитику больших данных. «Сейчас российский ИТ-рынок по-прежнему в положении отстающего, но мы уже стремительно догоняем западных коллег. Если раньше на адаптацию новых решений и направлений в ИТ России требовалось, как минимум, пять лет, то сейчас этот разрыв сократился на два-три года. Так, например, о взрывном росте индустрии мобильных приложений на В2В-рынке западные компании всерьез заговорили в 2010 году, а уже в 2012-м аналогичные серьезные инвестиции в данной области начались и у нас», — отмечает Антон Чехонин, генеральный директор компании «Норбит». При этом развитие «третьей платформы» происходит на фоне замедленного роста объемов поставок традиционных приложений для корпоративного сектора (ERP, аналитические системы, CRM). «В секторе корпоративного ПО мы наблюдаем насыщение и замедление роста рынка ERP-систем, а фокус корпоративных заказчиков смещается на решения в области управления информацией — ЕСМ, системы коллективной работы, а также решения для автоматизации логистики, фронт-офисные решения, аналитические приложения. На рынке решений для среднего и малого бизнеса сегодня вполне заметной альтернативой 1C стали удобные "облачные" приложения», — рассказывает Тагир Яппаров.

Одним из наиболее востребованных продуктов стали «облака»: согласно прогнозам IDC, среднегодовой рост рынка "облачных" услуг в России в период с 2013 по 2017 год превысит 40%.

Вследствие того что по объемам продаж мобильные устройства — смартфоны и планшеты — уже обогнали традиционные ПК и ноутбуки, увеличивается спрос на решения в области корпоративной мобильности. «Под разные бизнес-задачи появляются новые мобильные приложения, развиваются решения для управления мобильными устройствами и информацией на них. Динамика более чем оптимистичная: рост более чем в два раза в ближайшие пару лет обеспечен», — уверен генеральный директор компании КРОК Борис Бобровников.

Еще один заметный технологический тренд — развитие решений, связанных с интеграцией, хранением, обработкой и анализом больших объемов данных, Big Data. «Для глобальной индустрии ИТ новые решения в области аналитики больших данных — это тема номер один. Многие компании сегодня задумываются над тем, как использовать огромные массивы данных, которые накоплены в их корпоративных информационных системах или к которым они могут получить доступ, например, через социальные сети, — комментирует Евгений Пескин, заместитель генерального директора компании IBS. — Многие ИТ-задачи на российских предприятиях еще не решены, и мы можем попытаться решить их наиболее эффективным способом».

Уходящий год охарактеризовался как продолжением усиленного строительства собственных дата-центров, так и ростом доверия заказчиков к услугам аутсорсинговых ЦОДов, добавляет Исмаил Белов, руководитель департамента ИТ и инноваций J'son & Partners Consulting. «Это, в свою очередь, привело к приходу зарубежных инвесторов на российский рынок и массовому строительству ЦОДов с вычислительными мощностями, расположенными на территории РФ, тогда как еще два года назад подавляющее большинство ЦОДов, предоставляющих аутсорсинговые услуги и collocation, физически находились за пределами России», — уточняет эксперт.

Умеренные перспективы

Ожидать в ближайшие годы взрывного роста рынка, по прогнозам экспертов, не стоит: динамика сохранится на уровне 5-10%. «С учетом того что Министерство экономического развития достаточно пессимистично оценивает перспективы роста экономики — 1-2% на ближайшие три-пять лет, темпы роста ИТ-индустрии, скорее всего, будут опережать рост экономических показателей на 3-5%. Таким образом, можно рассчитывать, что рост будет в пределах от 5% до 7%, — объясняет Антон Чехонин. — Опережающий рост ИТ связан с еще значительным недоинвестированием большей части компаний реального сектора экономики в информационные технологии, а также необходимостью поддерживать эффективность в условиях стагнирующего рынка за счет изменения бизнес-процессов с помощью современных технологий». По мнению Тагира Яппарова, драйверами развития рынка также могут стать массовые услуги, базирующиеся на новых технологиях. Речь идет прежде всего о таких областях применения, как здравоохранение, где сегодня ИТ формируют «новую парадигму персонализированной медицины», основанной на обработке больших массивов информации о пациенте, использовании различных дистанционных датчиков и т. п., и образование: открытое онлайн-обучение для миллионов людей.

Ольга Рубцова из компании «Техносерв Консалтинг» прогнозирует, что в ближайшие три-пять лет российские предприятия сохранят фокус на повышение прибыльности, в том числе за счет информационных технологий: «Часть резервов для роста, к примеру связанных с выводом новых продуктов, уже исчерпана. В других областях, скажем, в географической экспансии, компании вот-вот упрутся в потолок. Поэтому в будущем поиск прибыльности будет происходить за счет более тонких и точечных тактик, в том числе за счет использования ИТ». На необходимость поиска новых резервов для роста обращают внимание и другие опрошенные аналитики. «Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда спрос на внутреннем рынке уже не сможет обеспечивать российским игрокам устойчивое развитие в модели перепродажи чужих продуктов и сервиса вокруг них, — комментирует Тагир Яппаров. — С одной стороны, ограничение спроса, а с другой — ресурсные ограничения, прежде всего кадровые, все более остро ставят вопрос о смене вектора развития в сторону разработки собственных продуктов и технологий, с которыми возможна экспансия на внешние рынки. Это означает, что отрасли совместно с другими институтами придется решить целый клубок вопросов, связанных с подготовкой кадров для ИТ-индустрии, организацией R&D (Research & Development, исследования и разработки. — "Ъ"), привлечением инвестиций, выходом на зарубежные рынки».

Клавдия Щур

 

Возврат к списку

Контакты для прессы
Елена
КАБАНЕЦ
PR-директор
pr AT tsconsulting DOT ru
+7(495) 981-92-92
Заказать звонок
* — заполните обязательно